телефоны медцентра телефоны медцентра телефоны медцентра телефоны медцентра email медцентра
Работаем с 8-00 до 20-00 кроме сб.вс.

Сенсорная интеграция у детей

Автор

«Почему он так плаксив?», «Почему он так упрям?» или «Откуда опять проблема, если вроде все в порядке?» - родители часто задаются такими вопросами.

Да, перелом или ветрянка – болезни очевидные, откуда же берутся трудности с учебой или плохое поведение? Нарушения такого рода зачастую являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозге ребенка. Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные дети плохо учатся или ведут себя неадекватно, несмотря на достойное воспитание и хороший пример в семье.

sshot 178Так что же такое – сенсорная интеграция? Интеграцией называют вид организации чего-либо, когда разные части, собранные вместе, работают как одно целое. Наш мозг и нервная система устроены так, что могут сводить бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему. Сенсорная интеграция – процесс бессознательный (мы ведь не думаем, как должно биться наше сердце!), она организовывает информацию, полученную с помощью органов чувств, наделяет значением эти ощущения, позволяет фильтровать информацию, отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и при этом не обращать внимания на уличный шум). Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию. Если сенсорные процессы не упорядочены, то «переварить» и сложить в мозге цельную мозаику невозможно!

sshot 179Сенсорная интеграция развивается уже в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения матери, и хотя в генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции, ее придется развивать, взаимодействуя с окружающим миром. По мере того как ребенок испытывает разные ощущения, его мозг учится их принимать, перерабатывать и формировать адаптивный ответ.

Увидеть связь между нарушениями сенсорной интеграции и нарушениями поведения, социального функционирования поможет сравнительная таблица:

Возраст

Вид интеграции

Последствия при нарушении

0-2 месяца

- тактильные ощущения формируют процессы сосания, приема пищи;

- устанавливается эмоциональная связь «мать-ребенок», удовлетворяя потребность в безопасности;

- чувство гравитационной безопасности;

- контроль за движением глаз;

- ребенок эмоционально скован;

- рутинные занятия вызывают острую реакцию;

- страдает самостоятельность;

- ребенок боится упасть или боится, когда его переворачивают в воздухе, любые активные движения вызывают ужас;

- невозможность фокусировать взгляд или следить за движущимся объектом;

- чтение становится очень изнуряющим занятием

2 месяца – 1 год

- координация между левой и правой сторонами тела;

- формирование «схемы тела» - когда ребенок знает, где находится, например, нога, не глядя на нее;

- отсутствие концентрации внимания;

- невозможность составить план движений, движения резкие, а усилия чрезмерны

1 - 6 лет

- концентрирование внимания на говорящем человеке, подражание артикуляции;

- формирование «образа слова»;

- зрительный анализ пространства;

- целенаправленность действия (есть начало, продолжение и логическое окончание);

- координация глаз и рук

- замедление речевого развития;

- ребенок не воспринимает глубину пространства;

- сложно ходить по лестнице;

- не оценивает размеры предметов;

- трудно завершить начатое, многое отвлекает;

- сложно провести ровную линию, закрасить фигуру

от 6 лет

- способность концентрироваться;

- способность к самоорганизации;

- способность к абстрактному мышлению и обоснованию;

- самооценка, уверенность в себе;

- самоконтроль

- лень, неусидчивость;

- неуверенность в своих силах;

- низкая успеваемость в школе;

- ребенок не улавливает причинно- следственные связи

НЕКОТОРЫЕ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

sshot 180

1. Нарушение работы вестибулярной системы.

Так как вестибулярная система осуществляет бессознательный контроль над мышцами всего тела, противодействие силе тяжести, то при нарушениях обработки вестибулярных сигналов дети: не могут долго держать голову прямо, сидя за столом, ложатся на него, часто спотыкаются, двигаются неуклюже, разочаровываясь в своих возможностях, предпочитают играм сидение перед телевизором.

При нарушениях в коре головного мозга данных от вестибулярной, проприоцептивной и зрительной систем затрудняется определение тела в пространстве. Такие дети не могут в процессе письма ровно по строчке расположить буквы, бегая в подвижные игры, бегут не в том направлении и проч. У взрослых нарушение пространственной перцепции проявляется во вторжении в личное пространство других людей - подходят почти вплотную, во время езды на автомобиле они испытывают чувство «переворачивания» и др.

2. Диспраксия развития.

Праксис – это способность планировать и выполнять незнакомое действие, у людей с диспраксией планирование движений происходит медленно и неэффективно, при апраксии оно вряд ли возможно вообще.

При диспраксии ребенок плохо чувствует свое тело и его возможности: не может освоить трехколесный велосипед, турники, трудно осваивает одевание, застегивание молний, завязывание шнурков, двигает игрушки туда-сюда или выстраивает их в ряды, вместо того, чтобы играть с ними.

3. Тактильная гиперчувствительность.

Это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновения.

У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от одежды, прикосновения по всей поверхности тела, при этом большинство людей подавляют эти ощущения и не дают нервной системе активно на них реагировать. При тактильной гиперчувствительности защитный механизм чрезмерно активен, а различительный - заторможен. Каковы же проявления гиперчувствительности у детей? Им не нравится погружать руки в глину, краску; ходить босиком по траве или песку; определенные виды тканей вызывают дискомфорт; внезапное касание другого человека вызывает панику; дети избегают поцелуев, прикосновений, особенно, не выносят мытье головы, стрижку, настойчиво защищают область лица и рот.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Существует ряд способов, позволяющих помочь развитию ребенка и работе его вестибулярной системы:

1) двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;

2) подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;

3) занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют ребенка;

4) занятия с медленными ритмическими движениями (раскачивания, колебания) - успокаивают;

5) наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;

6) никогда не кружите ребенка слишком долго или слишком сильно;

7) попытайтесь стимулировать ребенка к различным видам занятий (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;

8) подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например, катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;

9) включите в ваше расписание билатеральные игры (т.е. игры с участием обеих сторон тела), например, прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;

10) попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук (стрельба по мишеням, игра с мячом, кидание предметов, настольный теннис).

Помните – каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Главная задача родителей – внимательно наблюдать за развитием и становлением малыша, помогать ему преодолевать трудности и вовремя прийти на помощь. К сожалению, очень часто на практике встречаются примеры, когда родители 5-летних детей только начинают задумываться «почему мой ребенок почти не говорит?». Давайте вместе поможем нашим деткам вырасти здоровыми, самостоятельными, талантливыми и - счастливыми!

Прочитано 409 раз
Лебедева Татьяна Аркадьевна

Первой категории.
Стаж: 21 год.
sshot 229Врач-невролог первой категории      

Стаж работы 21 год. Последние 10 лет в Республиканском
Научно-практическом центре отоларингологии с детьми и взрослыми, имеющими различные нарушения речи в сочетании с нарушениями психического развития и поведения.
Профессиональное кредо – помочь!
1984 – Минский государственный медицинский университет.
С 1984 – Бродецкая сельская участковая больница, врач-терапевт.
С 1985 – отдел здравоохранения Минского областного исполкома, в разных должностях.
2004 – специализация по детской психотерапии.
2007 – республиканский научно-практический центр оториноларингологии, врач-психиатр, заведующая психоневрологическим отделением поликлиники.
С 2013 – медицинский центр «Микоша».

go home

Предварительная запись на прием

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Заполнение данной формы не является публичной офертой. Дождитесь звонка оператора.